Постсоветский период истории города
Рубеж 1980-90 гг. – время триумфов ленинградского телевидения: "600 секунд” с Невзоровым и Сорокиной, "Адамово яблоко” с Набутовым, "Пятое колесо” с Курковой. Создается уникальный художественный сквот на Пушкинской, 10, в прокат выходят прежде запрещенные фильмы Алексея Германа, по России гастролирует поп-механика Сергея Курехина. Но примерно к 1992 году всеобщее воодушевление постепенно сменяется унынием. Грязный, заброшенный Петербург приобретает репутацию "русского Чикаго”.
Первая постсоветская культурная волна обозначает себя в середине 1990 гг. клубом "Там-там”, откуда выходят "Король и Шут”, Tequilajazz, "Пилот”. Из статусных искусств первыми набрали вес опера и балет. Главными художественными событиями становятся выставки в Эрмитаже и Мраморном дворце – филиале Русского музея. Лидерство в драме обретает МДТ Льва Додина. К 300-летию город выходит из почти вековой депрессии и начинает хорошеть. Строятся Ушаковская развязка, Ледовый дворец, Ладожский вокзал; Константиновский дворец в Стрельне реставрируется под Дворец конгрессов.
XXI век.
В начале XXI века Петербург реально получает статус второй столицы. Резко возрастает объем жилищного и офисного строительства. Построена часть кольцевой автодороги и начаты новые капиталоемкие проекты: западный скоростной диаметр, достройка дамбы, китайско-российский проект "Балтийская жемчужина”, Орловский тоннель. Важные новые слова в культуре: формальный театр Андрея Могучего, мультфильмы Константина Бронзита, музыка Леонида Десятникова. Над молодыми рок-музыкантами мощным старцем нависает Борис Гребенщиков.